Температура обмотки ротора

Температура обмотки ротораКроме устранения дефектов первоначального заводского исполнения, при перемотке иногда возникают другие требования по улучшению режима работы данного генератора или энергосистемы в целом. Для иллюстрации рассмотрим два возможных примера реконструкции обмотки ротора: Температура обмотки ротора с изоляцией класса В при номинальном режиме выше допустимого предела и вследствие этого в жаркое время года приходится ограничивать мощность всего агрегата. Эта задача не может быть полностью решена переходом на нагревостойкую изоляцию, так как средняя температура обмотки ротора ограничена 130° С не только режимом работы изоляции, но и механическими напряжениями в меди. Наиболее целесообразным способом, если он оказывается возможным, является увеличение количества ВИТ — ков в пазу за счет более эффективного использования геометрии паза ротора.

Номинальная мощность турбины больше активной мощности генератора и при реконструкции требуется максимально их сравнить. Опытом установлено, что в малых и средних турбогенераторах величиной, ограничивающей их мощность, является перегрев обмотки ротора, а статор, как правило, имеет запас по нагреву обмотки и сердечника. Исходя из этого, повышение мощности генератора может быть осуществлено увеличением н. с. за счет добавления числа витков обмотки ротора, а не увеличения тока возбуждения.

Таким же образом производится реконструкция обмотки ротора, если по условиям работы системы требуется увеличить отдаваемую реактивную мощность. Размещение дополнительного количества витков в пазу ротора возможно за счет перехода на более тонкую изоляцию витков, например на липкую стеклоленту толщиной 0,1 мм вместо прокладок с лентой, и удаления медных полос успокоительной системы. В результате осуществления этих мероприятий и в зависимости от фирменного заполнения паза ротора обычно удается уложить дополнительно один-два эффективных витка.

Для определения возможности и целесообразности реконструкции обмотки с добавлением числа витков следует выполнить следующие работы: Рассчитать заполнение паза ротора, установить конструкцию новой изоляции обмотки и количество витков, которое может быть добавлено.