Эластичное кольцо

Эластичное кольцоВ новом исполнении повреждения узла роторного бандажа на турбогенераторах 100 Мет продолжались, но приобрели несколько другой характер. В результате перемещения носика бандажа относительно бочки ротора в местах посадки появляются контактная коррозия, ожоги, оплавления и даже микротрещины. Кроме этого, эластичный элемент центрирующего кольца (тонкая перемычка) оказался одновременно нагруженным статическим давлением от горячей посадки и изгибающим моментом от прогиба вращающегося ротора.

Суммарные напряжения в перемычке превышали усталостную прочность материала центрирующих колец и приводили к их разрушению. Этому способствовали также местные концентраторы напряжений в зонах максимальных напряжений и, в частности, контактная коррозия между кольцом и стальными распорками, крепящими обмотку ротора. В настоящее время по указанию завода «Электросила» и Технического управления МЭС стальные распорки в работающих машинах заменяются распорками из дюралюминия.

Таким образом, двухпосадочное крепление роторного бандажа оказалось неудовлетворительным для крупных турбогенераторов, а в некоторых случаях и для турбогенераторов средней мощности. В то же время роторные бандажи, имеющие только одну посадку на центрирующее кольцо (отставленные) или бочку ротора (консольные), практически не имеют повреждений при длительной эксплуатации. Наиболее рациональный путь реконструкции этого узла — переход на отставленный роторный бандаж.

До сих пор применение отставленных бандажей на крупных турбогенераторах ограничивалось определенными величинами перемещений носика бандажа из-за возможного разрушения бандажной изоляции и верхних витков обмотки. Анализ работы этого узла и сравнительные расчеты показали, что большое влияние на характер и размеры разрушения оказывает аксиальная составляющая знакопеременной силы, возникающей при вращении ротора.