Загиб гильз роторного паза

Загиб гильз роторного пазаВторая опрессовка предусматривает окончательную запрессовку обмотки в пазу с загнутыми гильзами и лобовых частей после их исправления. В этой операции опрессовочные приспособления располагаются на лобовых частях и на центрирующем кольце как при первой опрессовке, но опрессовочные планки устанавливаются широкой стороной, предварительно подложив под них две-три полоски электрокартона. Режим нагрева и охлаждения, а также порядок йпрес совки сохраняются такими же, как и при первой опрессовке.

После опрессовки при температуре, близкой к окружающей, снимаются все приспособления, и ротор подготавливают для забивки клиньев. Как известно, при переходных режимах и несимметричных нагрузках края бочки ротора, и особенно пазовые клинья, разогреваются очень сильно.

Наибольшую опасность для механической прочности деталей ротора представляют собой токи, текущие поперек пазов на концах бочки, где они должны преодолеть ряд контактных сопротивлений. Величина сопротивления и, следовательно, температуры нагрева зависят от качества пригонки клиньев. На турбогенераторе фирмы Метро-Виккерс 24 Мет, работавшем около 1,5 мин в режиме двухполюсного короткого замыкания, пазовые клинья, расположенные у концов бочки ротора, сильно разогрелись, «вытекли» из пазов и начали задевать активную сталь сердечника статора.

Когда клинья пригнаны хорошо, повреждений ротора в подобных случаях не происходит. Поэтому пригонку и забивку клиньев необходимо производить особенно тщательно.

После второй опрессовки измеряют глубину паза до завернутой гильзы, для того чтобы установить размер вымостки под клин. Вымостку делают из двух полос миканита толщиной по 0,5 мм; остальную высоту заполняют твердым прессованным материалом (фибра, гетинакс и др.), чтобы при работе он дополнительно не упрессовался.