Нарушение нормальной центровки агрегата

Нарушение нормальной центровки агрегатаНеисправности муфт, соединяющих роторы турбины и генератора В современных турбоагрегатах роторы турбины и генератора соединены между собой жесткой или полужесткой муфтой. При таком способе сочленения роторов осевое перемещение возможно только при повреждениях упорного подшипника турбины. Для правильного соединения роторов необходимо, чтобы внутренние диаметры обода и центрирующей заточки на торце полумуфты были проточены строго концентрически, а торцы полумуфт перпендикулярно оси роторов. Разумеется, что все крепящие детали должны быть строго взвешены и распределены так, чтобы обеспечить уравновешенность собранной муфты.

При наличии взаимного радиального смещения осей сопрягаемых роторов (допущенного при центровке) после сболчивания полумуфт возможно перераспределение нагрузок на подшипники. Такое неправильное сочленение роторов может вызвать ненормальности в работе агрегата (кривошипное действие) и повышенную вибрацию подшипников.

Если между жесткими полумуфтами предусмотрена центрирующая шайба, их сочленение возможно, когда центровка обеспечит достаточно точное совпадение осей соединяемых роторов. При такой конструкции соединительные муфты реже являются причиной повышенной вибрации.

Турбогенераторы малых мощностей отечественного производства и средних мощностей некоторых инофирм, в частности Броун-Бовери, имеют подвижное соединение роторов турбины и генератора при помощи кулачковой (зубчатой) муфты, которая дает некоторую свободу осевого перемещения роторов. Крутящий момент турбины передается генератору через зубцы кулачковой муфты, и поэтому требуются тщательная пригонка и пришабровка поверхностей зубца на звездочке и наружной полумуфте (коронке).

Такая муфта допускает при центровке небольшие радиальные смещения и «излом» осей соединяемых роторов. Но при окончательной сборке муфты необходимо зафиксировать предельный аксиальный разбег наружной части полумуфты, чтобы ограничить осевое перемещение ротора и исключить возможное трение торцовых поверхностей ротора о неподвижные детали.