Выворачивание витков

Выворачивание витковДля предотвращения повреждений роторных обмоток за рубежом были предприняты различные меры: предварительное охлаждение ротора при нормальной скорости вращения с целью снять напряжения сжатия в меди перед включением; предварительный нагрев при малых скоростях вращения для обеспечения беспрепятственного расширения меди; внедрение мощного крепления лобовых частей обмотки, чтобы оказать противодействие процессу сокращения витков; изготовление обмоток из твердой частично нагартованной меди, имеющей более высокие механические свойства. От предварительного охлаждения вскоре отказались, так как этот процесс нежелателен с точки зрения работы турбины, а достигавшееся снижение температуры ротора было очень невелико. Предварительный нагрев не получил широкого распространения, так как не дал сколько-нибудь значительного эффекта в уменьшении деформаций, но вызывал большие затруднения и неудобства в эксплуатации. В вопросе крепления лобовых частей не существует общего согласованного мнения.

Температурное расширение обмотки может вызвать очень большую сжимающую силу, которая деформирует и разрушает распорки из обычно применяемых изоляционных материалов. Одновременно мощная расклиновка лобовых частей обмотки, несомненно, приводит к резкому ухудшению вентиляции. Применение твердой, частично нагартованной меди казалось весьма заманчивым, но вызвало в эксплуатации при рабочих температурах деформацию ползучести, которая ранее не учитывалась, и поэтому свело к нулю кажущееся преимущество.

Кроме того, ряд иностранных заводов снизил максимальные превышения температур обмотки ротора. По стандарту многих европейских стран допустимый перегрев обмотки равен 90° С, но некоторые заводы для новых машин снижают эту величину до 80 и даже 70° С (Дженерал Электрик, Англия). Завод Бритиш-Томсон-Густон пошел по линии коренного изменения конструкции обмотки ротора и (по фирменным данным) снизил температуру на 30° С.