Вибрация турбогенераторов

Вибрация турбогенераторовК причинам механического характера следует отнести: неуравновешенность вращающихся масс ротора, нарушение плотности посадок в узле роторного бандажа, неодинаковую жесткость роторов по двум взаимно-перпендикулярным осям, нарушение нормальной центровки агрегата, неисправности муфт, соединяющих роторы турбины и генератора, недостатки в работе подшипников и неустойчивую работу вала на масляной пленке, неправильную форму шейки вала и другие причины, общие для турбины и генератора. Рассмотрим подробнее причины, вызывающие вибрацию различного вида, и возможные способы их устранения. Замыкание между собой большого количества витков в пределах одного полюса или двойное замыкание обмотки ротора на корпус являются причиной повышенной вибрации ротора генератора. Появление небольшого количества короткозамкнутых витков, распределенных по всей обмотке, может не повлиять на изменение вибрационного состояния машины, если не нарушено симметричное распределение магнитной индукции под обоими полюсами, а следовательно, не возникает одностороннего магнитного притяжения ротора к статору.

Для того чтобы убедиться, что вибрация возникает вследствие витковых замыканий обмотки ротора, необходимо проделать следующий опыт: измерить амплитуду вибрации на холостом ходу генератора без возбуждения и повторить измерения при токе возбуждения, равном 0,2-0,3 номинальной величины тока ротора. Опыт рекомендуется повторять дважды, а снятие возбуждения производить автоматом гашения поля в цепи ротора.

Резкое изменение вибрации в этих двух режимах и исчезновение вибрации при снятии возбуждения свидетельствуют о том, что первопричиной повышенной вибрации является короткое замыкание витков обмотки ротора. Для подтверждения этого диагноза следует снять характеристику холостого хода и трехфазного короткого замыкания, которые при наличии короткозамкнутых витков будут лежать ниже характеристик, снятых до появления повышенной вибрации.