Предварительный нагрев

Предварительный нагревБольшой интерес представляют исследования вышедших из строя роторных обмоток. Известно, что изменение твердости металла является удобным индикатором его упругих деформаций. Многочисленные измерения твердости меди сильно деформированных витков показали, что деформация не сопровождалась возрастанием твердости, которое имело бы место в случае, если деформация произошла вследствие напряжений, выходящих за предел текучести меди.

Отсюда был сделан важный вывод, что деформация, очевидно, происходит вследствие напряжений ползучести, а не вследствие недопустимых напряжений от нагрузки. Как показал опыт, большое влияние на рост деформации ползучести оказывают местные высокие температуры.

Ползучестью называется свойство металла медленно и непрерывно пластически деформироваться, особенно при повышенных и высоких температурах. Деформация ползучести, происходящая в обмотке в течение периода работы под нагрузкой, выражается в ослаблении напряжения на величину, соответствующую величине ползучести. Длительность каждого цикла нагрузки оказывает влияние на накопляющуюся в течение срока службы машины деформацию ползучести.

Первоначальные величины ползучести при пуске высоки и падают сначала быстро, затем медленнее, пока не стабилизируются. Поэтому на старых машинах, где сокращение обмотки уже достигло определенных размеров, не следует ожидать сколько-нибудь интенсивного развития процесса усадки меди.

Деформации от напряжений, превышающих предел текучести, действуют мгновенно, и поэтому частота пусков и остановок оказывает значительно большее влияние на деформации обмотки, чем ползучесть. Следует считать установленным, что наряду с температурным режимом обмотки ротора большое значение имеет качество применяемой меди. Проводниковая электролитическая медь должна удовлетворять условиям сохранения упругих свойств материала при длительной эксплуатации и рабочих температурах 130-140° С, а также иметь малую ползучесть.