Электрическая прочность гильз

Электрическая прочность гильзСледует также упомянуть об одном случае неправильно выполненного ремонта. При перемотке турбогенератора фирмы Сименс-Шуккерт мощностью 17 Мет роторные гильзы были изготовлены с обоймой из алюминия. Через 80 000 ч работы обнаружилось продавливание обойм в вентиляционных каналах со следами разрыва алюминия. Во время перемотки независимо от фирменного исполнения нужно переходить на гильзу со стальной обоймой, запеченной вместе с гильзой.

Электрическая прочность гильз зависит от качества применяемого миканита и технологии изготовления. Как известно, каждый лист миканита перед употреблением не испытывается повышенным напряжением, поэтому при изготовлении может быть случайно применен дефектный лист с металлическим и другим включением.

Обычно такая гильза при испытании повышенным напряжением пробивается. В практике бывают, однако, случаи, когда испытание дает положительные результаты, а дефект обнаруживается только во время работы генератора. Устранение поврежденного листа почти всегда связано с вымоткой катушки и заменой гильзы.

Поэтому сортировка и проверка применяемого для гильз миканита должны производиться с большой тщательностью. Важно также, чтобы гильза, изготовленная из нескольких слоев миканита и бумаги, была доведена опрессовкой до монолитного состояния.

Если толщина миканита колеблется в широких пределах (выше отклонения по ГОСТ для калиброванного миканита), гильза может получиться плохо запрессованной, механически недостаточно прочной, с воздушными «мешками», что ухудшает теплопередачу и снижает электрическую прочность. Изредка бывают случаи повреждения гильз во время перемотки.

Особенно опасно продавливание гильз при опрессовке обмотки ротора с подпазовыми вентиляционными каналами и на выходе из паза. Такие трещины постепенно заполняются пылью и могут вызвать замыкание на корпус.