Замыкание витков обмотки ротора

Замыкание витков обмотки ротораВторое заземление зафиксировано при испытании повышенным напряжением 1 000 в с последующим пропусканием тока через пробитое место. Точное местонахождение установлено тем же способом и оказалось на расстоянии 37,5% от положительного кольца в пазу № 3 на втором нижнем витке на расстоянии 25 мм от торца бочки ротора со стороны возбудителя. После вымотки этой катушки оказалось, что гильза повреждена на углу, образованном расширением паза, но на зубце никаких следов оплавления не оказалось.

Таким образом, обнаружены оба места замыканий обмотки на землю, которые устранены частичной перемоткой ротора с заменой гильз и переизолировкой катушек. Из рассмотренных случаев следует сделать следующие выводы: неустойчивое заземление в обмотке ротора является тяжелым видом повреждения, особенно когда оно находится в пазу или недоступном месте токоподвода и должно быть устранено по возможности быстро; у генераторов, проработавших более 120 тыс. ч и имеющих одно замыкание обмотки на корпус, следует ожидать возникновения второго замыкания; когда неустойчивое заземление находится в лобовой части, оно может быть устранено в период текущего ремонта; высокое сопротивление изоляции обмотки — ротора старых генераторов не всегда является признаком их хорошего состояния. Конструкция витковой изоляции обмотки ротора и ее длительная прочность при значительных нагрузках (механических и тепловых) имеют весьма существенное значение для надежной эксплуатации турбогенератора и его виброустойчивой работы.

В результате неудовлетворительной конструкции, теплового износа или механического разрушения изоляции между витками могут произойти замыкания в пазу и в лобовой части, которые выключают из работы часть обмотки.