Определение места заземления

Определение места заземленияПри вращающемся роторе для прожига ослабленного места изоляции в обмотку подавался ток промышленной частоты а в течение нескольких минут. Сразу после остановки турбогенератора с обоих концов вала устанавливались медные бандажи и через тело ротора пропускался постоянный ток 650 а. Последовательно повышая ток до 15 а, после третьего опыта замыкание было закреплено и только после этого приступили к выводу ротора из статора. Для проверки, не разомкнулось ли место замыкания на корпус при выводе ротора, в цепь обмотки ротора была включена низковольтная лампочка.

Когда ротор был вынут, место замыкания было легко найдено и оказалось на выступающей части пазного клина под бандажом непосредственно на выходе из паза. В ремонтной практике этот способ многократно применяется и, как правило, дает положительные результаты.

При поисках заземления в роторах, проработавших много лет, не рекомендуется испытывать обмотку ротора повышенным напряжением, так как пробой может произойти в ослабленном месте в пазу, в то время как замыкание находится в лобовой части. Но когда измерениями установлено, что поврежденное место находится в пазу, необходимо подготовить ремонтную бригаду, запасные части, приспособления, инструмент и материалы для перемотки одной или нескольких катушек; только после этого можно испытать обмотку повышенным напряжением. Обнаруженное заземление в лобовой части, как привило, может быть устранено в период текущей остановки без специальной предварительной подготовки.

Если место заземления обмотки оказалось в пазу ротора и по ряду причин (отсутствие роторных гильз, ограниченные сроки простоя агрегата и др.) ремонт не может быть проведен в заданные сроки, допускается работа генератора с заземленной обмоткой ротора в одной точке до очередного капитального ремонта с обязательной установкой защиты от двойного замыкания на землю.