Характер разрушений бандажей

Характер разрушений бандажейХарактер разрушений бандажей на этом турбогенераторе очень похож на разрушения в Торонто и, видимо, произошел по аналогичным причинам. Весьма характерен случай разрыва роторного бандажа турбогенератора Сименс-Шуккерт 50 Мет, 1 500 об/мин, который закончился полным выходом из строя всего генератора. Эти бандажи также имели большое количество вентиляционных отверстий, к тому же нарезанных резьбой. Много других тяжелых аварий явилось результатом механических повреждений бандажей из-за их неудовлетворительной конструкции.

Известно разрушение роторного бандажа крупного турбогенератора, составленного из двух половин: одной из немагнитной и другой из магнитной стали. Замок этого бандажа был выполнен так, что магнитная часть бандажа являлась объемлющей, а натяг был рассчитан без учета коэффициентов линейного расширения (для магнитной стали: ам = 12,0- 106, а для немагнитной стали = 17,0 10-6). При таком исполнении нагрев бандажа до рабочих температур вызвал увеличение натяга в замке и основные напряжения (с учетом влияния концентраторов напряжения) достигли таких значений, при которых бандаж разорвался. Авария в данном случае не сопровождалась большими разрушениями, магнитная часть бандажа разорвалась по образующей и расположилась на лобовой части обмотки статора, которая оказалась полностью разорванной.

Генератор был восстановлен в сравнительно короткий срок и после этого работает более 8 лет. Результаты данной аварии показали, нецелесообразность изготовления составных бандажей из разных материалов. В крайнем случае при расчете натягов необходимо учитывать коэффициенты линейного расширения материалов.