Тяжелая авария

Тяжелая аварияПри недостаточном натяге в замке каждая половина может перемещаться относительно другой под действием сил, вызванных прогибом ротора. Даже незначительные перемещения, исчисляемые десятыми долями миллиметра, могут вызвать повреждения бандажной изоляции и обмотки. По этой причине на нескольких турбогенераторах отмечены поломки алюминиевых седел на стыке двух частей бандажа, причем в изломе металл имеет вид усталостного разрушения.

Тяжелая авария произошла в результате неудачной конструкции бандажа из двух половин, принятой на одном турбогенераторе 50 Мет, 3 000 об/мин при ремонте. «Составной» роторный бандаж имел двустороннюю посадку, при этом обе половины не были связаны замком, а собирались в стык. Через очень короткое время перемещения бандажей в стыке вызвали разрушения бандажной изоляции и верхних витков обмотки ротора.

Под действием центробежных сил расплавившаяся медь прошла через стык на бандаже и «перерезала» лобовую часть обмотки статор во многих местах. Только благодаря правильным действиям эксплуатационного персонала авария не вызвала больших разрушений и генератор был восстановлен в сравнительно короткий срок.

На двух других турбогенераторах 6 Мет, где также были поставлены составные бандажи без замков, бандажная изоляция была перерезана через несколько месяцев работы генератора. На всех трех машинах бандажи заменены новыми нормальной конструкции с замком. Рассмотренные случаи повреждения показывают, что изменение конструкции бандажа следует производить с большой осторожностью, только после проведения всего комплекса расчетно-экспериментальных работ.

Заводы АЕГ после отказа от проволочных бандажей и перехода на массивные бандажи изготовляли генераторы с бандажами из аустенитной стали на марганцовистой основе.