Внутренний токоподвод

Внутренний токоподводВ эксплуатации неисправности токоподводов этого типа — весьма редки, а имевшие место единичные случаи повреждений полностью объяснялись небрежностью, допущенной при изготовлении. Недостатками этой конструкции являются трудность и большая длительность ремонта в станционных условиях. В турбогенераторах с водородным охлаждением обычно используются внутренние токоподводы с контактными кольцами, вынесенными за подшипники.

Через центральное отверстие, в котором расположен токоподвод, возможна утечка водорода из машины при вращающемся роторе и при стоянке. Для получения необходимой газоплотности ротора должны быть уплотнены следующие места: Оба торца центрального отверстия ротора генератора. Отверстия в валу ротора для болтов, соединяющих обмотку с внутренним токоподводом в центральном отверстии.

Отверстия в валу ротора для болтов, соединяющих внутренний токоподвод с контактными кольцами. До 1955 г. в роторах турбогенераторов ТВ2-30-2 болты, соединяющие обмотку с токоподводом, не уплотнялись.

Торцы ротора уплотняются заглушками на резиновых прокладках, причем на заглушке со стороны возбудителя обычно делается отверстие с резьбой для присоединения на время испытания шланга с воздухом или углекислотой. После испытания этого отверстие также уплотняется с помощью винта, шайбы и резиновой прокладки. Болты, соединяющие токоподвод с обмоткой и контактными кольцами, уплотняются резиновыми шайбами («Электросила») или специальными резиновыми втулками ХЭТЗ.

Если в эксплуатации турбогенератора наблюдаются большие утечки водорода, то в период капитального ремонта наряду с общей проверкой газоплотности должна быть проверена также газоплотность ротора. Для этого в центральное отверстие подается воздух или углекислота с избыточным давлением до 2 ати. Места утечек газа находятся на ощупь, на слух или по запаху, если применяется углекислота, а также смазыванием мыльной водой краев заглушек центрального отверстия.