Способы соединения контактного кольца с токоподводом

Способы соединения контактного кольца с токоподводомНедостаточно удовлетворительной в эксплуатации оказалась также конструкция креплений токоподвода на старых генераторах выпуска завода «Электросила». Отличительными особенностями этого исполнения являются большой радиус закругления токоподвода, его вертикальное крепление к кольцу и защита изоляционным кольцом К места соединения кольца с токоподводом от попадания пыли. Длительная эксплуатация показала хорошую работу этого контактного кольца и надежное соединение с токоподводом. По такому же принципу крепится токоподвод к контактным кольцам на турбогенераторах Бритиш-Томсон, Дженерал Электрик (Англия) и др. Соединение контактного кольца с токоподводом на средних и крупных генераторах отечественного производства осуществляется гибкой перемычкой из тонких медных пластин на болтах или заклепках.

Для равномерного распределения тока по всему сечению контактного кольца перемычка крепится к нему через медную полосу толщиной 8 мм, охватывающую значительную поверхность кольца. Несколько видоизмененная, но близкая по идее конструкция этого узла осуществляется Броун-Бовери, Вестингауз и др. В больших турбогенераторах диаметр контактных колец достигает 500 мм и выше. При таких размерах потери на трение щеток о поверхность колец становятся столь существенными, что вынуждают принимать специальные меры охлаждения.

Если раньше контактные кольца имели простейшие формы, то в современные конструкции внесен ряд усовершенствований и усложнений. Так, завод «Электросила» просверливает тело контактного кольца большим количеством наклонных отверстий, через которые проходит воздух, отводящий тепло.

Кроме того, против каждого отверстия в выступающей части кольца выфрезерованы канавки, играющие роль лопаток вентилятора. Дженерал Электрик, Вестингауз, Аллис-Чалмерс нарезают рабочую поверхность контактного кольца кольцевыми канавками для увеличения поверхности охлаждения.