Охлаждение контактных колец

Охлаждение контактных колецВ последние годы АЕГ для уменьшения нагрева током выполняла контактные кольца сдвоенными с вентиляционными отверстиями и нарезанной поверхностью. Тем не менее известно несколько случаев очень сильного нагрева и большой выработки колец турбогенераторов АЕГ выпуска последних 10 лет. При непосредственном охлаждении обмотки ротора турбогенератора из-за наличия в каждом проводнике вентиляционного канала сечения проводников увеличиваются и соответственно уменьшается число витков в каждом пазу (при заданном диаметре ротора количество и размер пазов практически не изменяются). В связи с этим ток возбуждения возрастает непропорционально мощности и достигает 3 000 а. Поэтому в турбогенераторах с непосредственным охлаждением обмотки из-за больших токов контактные кольца выполняют сдвоенными, т. е. на каждый полюс ставят два кольца, электрически соединенных между собой.

По тем же соображениям удваивается количество болтов, соединяющих внутренний токоподвод с контактными кольцами. Ранее, когда в эксплуатации находились генераторы сравнительно небольшой мощности, а напряжения в роторе давали возможность выбирать большой запас прочности, разрушения роторов происходили довольно редко и то главным образом из-за металлургических дефектов. В последнее время турбогенераторы большой мощности получили широкое распространение, и повреждение роторов стало более частым явлением.

Только за последние годы за рубежом отмечено несколько крупных аварий, закончившихся полным разрушением турбогенераторов, из-за поломки роторов или бандажей. Известны также повреждения роторов крупных турбогенераторов, которые были замечены в начальной стадии развития и тем самым предупреждали серьезные аварии. ХАРАКТЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ РОТОРОВ ТУРБИННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ