Витковая и корпусная изоляции

Витковая и корпусная изоляцииРотор с непосредственным охлаждением обмотки, работающий на воздухе с нагрузкой 30 Мет при токе возбуждения 1 450 а, имел превышение температуры обмотки 62,5° С, т. е. 45% от величины при поверхностном охлаждении. Примерно такую же температуру имела обмотка при работе турбогенератора с непосредственным водородным охлаждением и давлении газа 0,05 ати. Значительное преимущество непосредственного охлаждения обмотки ротора сказалось, когда давление водорода было поднято до 2 ати. Превышение температуры обмотки ротора в том же номинальном режиме работы турбогенератора составило всего 16% от превышения температуры для случая поверхностного водородного охлаждения при давлении 0,05 ати. Таким образам, при переходе на непосредственное охлаждение обмотки ротора при давлении 2 ати и одной и той же температуре обмотки полный ток ротора может быть увеличен примерно в 2,5 раза. При несимметричной нагрузке генератора и при переходных процессах возникает поле обратной последовательности, которое вращается относительно ротора с двойной частотой.

Токи, индуктируемые в роторе этим полем, вызывают дополнительные потери и, как следствие, добавочный нагрев поверхности ротора, что приводит, в свою очередь, к увеличенному нагреву обмотки возбуждения. Чтобы уменьшить влияние этих токов на конструктивные элементы ротора (бандаж, клинья) и места их соединений, почти все европейские заводы (Броун-Бовери, Метро-Виккерс, Сименс-Шуккерт, АЕГ и др.) снабжают роторы турбогенераторов успокоительной обмоткой, состоящей из полос, заложенных в пазы и соединенных с каждой стороны бочки ротора короткозамыкающим кольцом.

Эту конструктивную задачу каждый завод решает различно. Так, Броун-Бовери укладывает в паз ротора под клином три пластины, из которых верхняя, прилегающая к клину, — луженая. Пластины склепаны между собой, а концы пластин, выступающие из-под клина, имеют развитую поверхность, которая под действием центробежных сил прижимается к бандажу и создает хороший контакт.

УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ОБМОТКИ