Клинья и полосы

Клинья и полосыБолее того, поломанные стержни часто могут явиться источником повреждения обмотки, клиньев и бандажей и служить причиной аварии турбогенератора. При прохождении тока через поврежденное место возникает дуга, которая расплавляет медь, разрушает изоляцию, может привести к замыканию обмотки возбуждения на корпус и витков между собой и даже к тяжелым ожогам роторного бандажа, клиньев и зубцов. Таким образом, успокоительная обмотка во всех исполнениях оказалась совершенно ненадежной в эксплуатации. Основными причинами поломки пластин успокоительной обмотки следует считать постоянные во время работы генератора перемещения роторного бандажа относительно пластин на выходе их из паза от так называемого расколачивающего действия бандажа и большие механические напряжения, возникающие от теплового расширения.

Решением Технического управления МЭС предписано при очередных ремонтах со снятием бандажа генераторов с успокоительными системами тщательно проверять состояние системы. При обнаружении повреждений успокоительная система должна быть обрезана.

Клинья и полосы на выходе из паза при этом обрезаются так, чтобы между ними и роторным бандажом оставались зазоры порядка 3 мм. Края, обращенные к обмотке, необходимо тщательно закруглить во избежание разрушения верхних слоев изоляции. При производстве работ следует принять меры предосторожности, чтобы опилки и кусочки металла не попали в обмотку. После обрезки успокоительной системы схема гашения поля с полным разрывом цепи должна быть заменена стандартной схемой гашения поля ХЭМЗ с предварительной шунтировкой обмотки возбуждения и последующим разрывом цепи возбуждения.

Верхние полосы успокоительной обмотки, находящиеся в пазах под клиньями, должны быть оставлены даже при полной перемотке или переклиновке ротора, так как они в случае составного клина предохраняют торцы клиньев от подгара. Кроме того, наличие медной или латунной полосы облегчает заклиновку пазов.