Газ из зазора

Газ из зазораИспользование охлаждающего газа на коротких участках ротора, составляющих 500-600 мм (секционирование), аналогично радиально-многоструйной системе вентиляции статора и обеспечивает равномерное охлаждение обмотки по всей длине ротора, что является важным преимуществом. Ротор выполнен с относительно широкими пазами, суженными книзу, в которые заложено 8-12 эффективных витков. Каждый виток в пазу образован двумя штампованными стержнями, одним в виде лотка и другим гребнеобразной формы, которые при наложении образуют прямоугольный виток с внутренними отверстиями для вентиляции. Витковая изоляция состоит из полосок фибры и специального пластиката, запрессованных в паз без зазора.

Из этого же материала изготовлены гильзы роторного паза. Отверстия в гильзах для прохода газа усилены специальными изолирующими втулками. Завод «Электросила» изготовил в 1956 г. опытный ротор с непосредственным охлаждением обмотки, который был установлен на турбогенераторе мощностью 30 Мет, 3 000 об/мин для промышленной эксплуатации.

В этом роторе также принята многоструйная схема охлаждения обмотки, при которой забор газа из зазора и выпуск его из обмотки в зазор распределены по длине ротора. При такой схеме охлаждения обеспечиваются наиболее равномерные температуры меди по длине машины.

Завод применил новую оригинальную конструкцию обмотки и схему расположения охлаждающих каналов в проводниках. Пазы ротора имеют обычную прямоугольную форму и полукруглое дно, которое заполнено фасонной прокладкой из твердого изоляционного материала.

Витки обмотки ротора в пазовой части изготовлены из нормальной обмоточной меди прямоугольного сечения.