Обмотки с запеченной изоляцией

Обмотки с запеченной изоляциейОпределяющим фактором длительной и надежной работы каждого турбогенератора является качество изоляции его обмоток. Опыт эксплуатации показывает, что наибольшее число вынужденных остановок турбогенераторов связано с повреждениями изоляции обмотки ротора. По своей конструкции и технологии изготовления обмотки ротора могут быть разбиты на три основные группы: Обмотки с изоляцией класса А. Обмотки с запеченной изоляцией класса В. Обмотки с запеченной изоляцией класса В и седлами на лобовых частях.

На заре турбогенераторостроения обмотки роторов имели обычно мягкую пазовую гильзу, состоящую из нескольких слоев электрокартона, гибкого миканита или микафолия и других изоляционных материалов. Витковая изоляция выполнялась прокладками миканита, которые прикреплялись к меди тонкой хлопчатобумажной лентой, а иногда даже притягивались к витку ниткой.

В качестве клеящего средства применялся шеллак, растворенный в спирте. В таком виде обмотка закладывалась в ротор, катушки, как правило, опрессовывались в холодном состоянии, и никакой запечки не производилось.

Такая незалеченная обмотка относится к изоляции класса А и допускает максимальную температуру нагрева 105° С. Завод «Электросила» прекратил выпуск турбогенераторов с не запеченной обмоткой ротора 25 лет назад. Перегрев обмотки ротора этого типа в эксплуатации иногда является причиной ограничения мощности генератора, а в работе они оказались недостаточно надежными. При полном износе изоляции таких роторов, когда установлена необходимость их перемотки, изоляция ротора должна быть реконструирована по образцу современных генераторов.

Начиная с 1931 -1934 гг., почти все заводы перешли на запечку обмотки ротора, которая резко улучшила эксплуатационные качества генераторов, повысила допустимый перегрев обмотки и подняла использование машины.