Металлическая обойма

Металлическая обоймаДля повышения теплопередачи от меди к бочке ротора наружные и внутренние размеры гильзы должны быть выполнены с большой точностью так, чтобы зазоры между гильзой и стенками паза, с одной стороны, и витками катушки и стенкой гильзы, с другой стороны, были минимальны. Для того чтобы не повредить гильзу при укладке обмотки, края гильзы делают выступающими над бочкой ротора на 12-46 мм и окантовывают. Для усиления гильзы на выходе из бочки ротора паз обычно расширен на длине 20 — 30 мм и в него вставляется манжета, изготовленная из миканита и защищенная снаружи асбестовым полотном или миткалем. Толщина стенки манжеты определяется указанным выше расширением паза и обычно лежит в пределах 1 1,5 мм на сторону.

Наибольшее распространение получили два типа витковой изоляции обмотки ротора: прокладками, изоляционного материала и непрерывная микалентная на светлых лаках. Витки обмотки ротора старых генераторов европейских фирм: Метро-Виккерс, Броун-Бовери, Сименс-Шуккерт и др., а также старых генераторов завода «Электросила» изолировались между собой прокладками из слюды, миканита или другого изоляционного материала. Одним из недостатков этой конструкции для турбогенераторов с воздушным охлаждением являются открытые боковые поверхности меди в лобовой части обмотки.

При попадании пыли, грязи и масла образуются мостики, главным образом на верхних витках и на выходе из паза. Эти мостики снижают сопротивление изоляции и могут привести к замыканию витков, если своевременно не производить чистку и не устранять первопричины попадания пыли и масла.

При изолировке витков прокладками на закруглениях каждого проводника остаются воздушные прослойки, которые ухудшают теплопередачу и увеличивают перепад температур до 50 и выше градусов.