Анализ аварий турбогенераторов

Анализ аварий турбогенераторовНеобходимо помнить, что температура обмотки ротора, указанная ГОСТ, как допустимый предел, измеряется методом сопротивления и является средней для всей обмотки. Как установлено практикой, в отдельных местах, в частности, в середине бочки ротора и в лобовых частях температура может быть значительно выше, что следует учитывать при оценке состояния изоляции. Раньше существовало убеждение, что максимальная температура обмотки ограничивается только допустимой температурой применяемой изоляции.

Однако многочисленные аварии турбогенераторов зарубежных фирм из-за деформации обмоток роторов показывают, что превышение температуры обмотки ротора над воздухом более чем на 90° особенно неблагоприятно влияет на размер деформации обмоток. Поэтому попытка повысить плотность тока, а следовательно, температуру обмотки ротора за счет применения теплостойких изоляционных материалов является неправильной.

В настоящее время при проектировании новых генераторов определилась тенденция, предусматривающая уменьшение предельно допустимой температуры обмотки ротора. В новой серии турбогенераторов отечественных заводов и за рубежом максимальная температура обмотки ротора принята равной 120° С. Выше перечислены общие требования к изоляции обмотки ротора.

Рассмотрим подробнее конструкцию корпусной и витковой изоляции. Известно много конструкций корпусной изоляции гильз роторного паза. Так, например фирма ДЖИМ выполняет гильзы из миканита с наружными обкладками из прочного асбестового полотна, фирма Броун-Бовери изготовляет гильзы из миканита с толщиной стенки до 2 мм без защитной оболочки.

Именно в роторах с толстыми гильзами обмотка ротора сильно подвержена деформациям, потому что они представляют большое тепловое сопротивление и, как следствие, перепад температур в них очень велик. При перемотке роторов эти гильзы должны быть заменены гильзами современной конструкции.