Конструктивные особенности обмотки ротора

Конструктивные особенности обмотки ротораПри изгибе меди на закруглениях катушки получаются утолщения, которые должны быть доведены до номинальной толщины меди опрессовкой на прессе или опиловкой вручную. После намотки катушек медь получается очень твердой и требуется отжиг хотя бы в лобовой части. В целях повышения механической прочности роторных обмоток за последние годы на крупных турбогенераторах начали применять холоднокатаную медь с присадкой серебра.

Электрические свойства обмоток при этом практически не изменяются. Фирма Ганц применяет необычную конструкцию обмотки применительно к ротору с параллельными пазами без бандажных колец. Как уже сказано, ротор имеет две системы пазов, в которые заложены две параллельные обмотки, соединенные между собой последовательно.

Первая обмотка (внутренняя) укладывается в пазы, непосредственно выфрезерованные в бочке ротора. Торцовые части внешней обмотки размещаются в специальных деталях из немагнитной стали, на которых выфрезерованы пазы, являющиеся продолжением продольных пазов этой обмотки. Внутренний виток каждой катушки присоединен через выводные детали, размещенные на торцовых частях бочки ротора, к контактному кольцу, а другой конец катушки через бандажную ленту заземлен.

Схема обмотки ротора осуществляется таким образом, что ее середина оказывается заземленной. Обмотка ротора имеет в пазу микафолиевую гильзу толщиной 1,1-1,2 мм без стальной обоймы. Витковая изоляция осуществляется прокладками миканита толщиной 0,12 мм, приклеенными лаком к каждому витку.

Чтобы устранить влияние тепловой деформации обмотки во время работы, медь обмотки при укладке в пазы натягивается с такой силой, чтобы ее удлинение по своей величине приблизительно равнялось удлинению при нагреве до предельно допустимых для данной машины температур.