Конструкция лобовой части обмотки ротора

Конструкция лобовой части обмотки ротораДо 1940 г. многие европейские фирмы (Броун-Бовери, Сименс-Шуккерт, Парсонс и др.) выполняли лобовые части обмотки ротора с двойным конусом, т. е. с резким отгибом обмотки на выходе из паза к центру ротора. Кроме того, некоторые фирмы, в частности Броун-Бовери, выполняли закругления в лобовых частях с непомерно большими радиусами на углах. Если внутренний радиус закругления катушки обычно лежит в пределах 40-50 мм, то в обмотке рассматриваемого ротора на крайних катушках радиус закругления доходит до 220 мм. Такая форма витков исключает возможность надежного крепления катушек в лобовой части. Опыт эксплуатации показал, что двойной конус и неудовлетворительная форма катушек способствовали смещению витков при температурных удлинениях и увеличению деформации обмоток, в результате чего многие фирмы отказались от такой конструкции лобовых частей.

Все отечественные заводы и многие зарубежные фирмы выполняют лобовые части обмотки ротора с небольшим уклоном в сторону центрирующего кольца. Чтобы облегчить снятие и главным образом надевание роторного бандажа, достаточно, чтобы уклон конуса обмотки составлял около 0,01-0,015. Чрезмерный уклон, более 7° (угол самоторможения), может вызвать сдвиг витков обмотки и смещение бандажа при вращении, если он недостаточно хорошо закреплен.

Только фирма АЕГ выполняет лобовые части обмотки ротора цилиндрической формы. Видимо, конструкторы этой фирмы сохранили форму обмотки, принятую для турбогенераторов с проволочными бандажами, с тем, чтобы, не меняя обмотки, постепенно перейти на массивные кованые бандажи. Для того чтобы не повредить обмотку при снятии и надевании бандажей, изоляция лобовых частей защищена цилиндром из тонкой (1,5 мм) листовой меди или алюминия.

Как при проектировании, так и в производстве важное место занимает крепление лобовых частей, которое должно создать необходимую монолитность катушек и условия для организованного расширения обмотки от нагрева,