Центрирующее кольцо

Центрирующее кольцоПри недостаточных натягах или при небольших зазорах свободное перемещение бандажа и обычно сопутствующая вибрация приводят к прогрессирующему расколачиванию посадочных поверхностей, наклепу металла, контактной коррозии, образованию трещин, а в некоторых случаях к разрушению бандажей и даже зубцов ротора. Такие повреждения свойственны главным образом крупным турбогенераторам, но известны случаи разрушения бандажей и центрирующих колец турбогенераторов мощностью 24 Мет и даже меньшей мощности. Сказанное остается справедливым и для случая, когда недостаточный натяг или зазор создается в местах посадки центрирующего кольца на вал ротора, но в этом случае могут оказаться разрушенными центрирующие кольца, а иногда даже роторный бандаж. Для обеспечения неподвижности посадок желательно увеличить натяг, однако он лимитируется очень высоким контактным давлением на зубцовый слой ротора, резко снижающим усталостную прочность, и предельными напряжениями материала бандажа, Чтобы перемещения носика бандажа при всех равных условиях были минимальными, необходимо сделать центрирующее кольцо достаточно эластичным.

На турбогенераторах мощностью 50, 100 и 150 Мет, 3 000 об/мин принята двусторонняя посадка бандажа, и чтобы устранить влияние прогиба тонкой части вала ротора на посадку бандажа, завод «Электросила» применяет специальную конструкцию полуэластичного центрирующего кольца. По замыслу конструкторов завода эластичный элемент центрирующего кольца в значительной мере должен воспринимать на себя действие изгибающего момента, который в обычной (жесткой) конструкции кольца передается на посадочные места роторного бандажа.

Чтобы исключить дополнительную концентрацию напряжений, тыльная часть бандажа турбогенераторов 100 и 150 Мет насаживается на центрирующее кольцо без замка, а крепление от аксиального смещения осуществляется кольцевой шпонкой.