Повреждения роторов

Повреждения роторовПри критическом числе оборотов вибрация подшипников чувствительно повышается. Амплитуда резонансных колебаний зависит в значительной мере от точности предварительной динамической балансировки ротора, а также от длительности перехода зоны критической скорости. Из сказанного следует, что ремонтному персоналу очень важно знать критические скорости каждой ремонтируемой машины, тщательно проводить балансировку, доводя вибрацию до минимума, а при пуске турбогенератора ни в коем случае не задерживаться в зоне критических оборотов. В крупных двухполюсных турбогенераторах из-за наличия в роторе большого количества продольных пазов, неравномерно расположенных по окружности, бочка ротора имеет различные моменты инерции по оси больших и малых зубцов, отличающиеся друг от друга на 20% и более.

При различной жесткости в двух перпендикулярных плоскостях прогибы ротора также различны и зависят от положения ротора, а, именно, когда ось больших зубьев находится в вертикальном положении, прогиб оказывается минимальным, а при повороте на 90° прогиб становится наибольшим. Так как прогиб ротора изменяется дважды за один оборот, то он будет вызывать вибрацию двойной частоты, равной 100 гц. В мировой практике длительное время считалось необходимым уравнивать моменты инерции ротора по сечению бочки, чтобы полностью исключить вибрацию этого рода. Для этого большие зубцы перерезались по длине ротора 10-12 поперечными компенсирующими канавками шириной 20-30 мм и глубиной до 120 мм. В эксплуатации отмечен случай поломки ротора такой конструкции по дну компенсирующей канавки, расположенной близко к середине бочки ротора.

Турбогенератор проработал до аварии 2,5 мес, но имел большое количество пусков и остановок. В последние годы все зарубежные фирмы и завод «Электросила» отказались от компенсирующих канавок в больших зубцах, так как опытом доказано, что при тщательной балансировке ротора в них нет надобности.