Места горячих посадок

Места горячих посадокМежду клиньями в стыках, а также между клиньями и бандажом должны быть оставлены достаточные зазоры, чтобы при любых условиях не создавалось контакта. Трещины во вращающихся деталях ни в коем случае не могут быть оставлены и дальнейшая эксплуатация с трещинами категорически запрещается. Металл вокруг трещин должен быть выбран до полного удаления дефекта, края плавно закруглены, а вся поверхность отшлифована. Важным элементом ротора является клин, закрывающий паз с обмоткой.

Клин нагружен центробежными усилиями и работает как балка с распределенной нагрузкой по основанию на ширине паза. Основная задача расчета клина сводится к определению опасного сечения, в котором имеют место наибольшие напряжения. В крупных турбогенераторах максимальное напряжение в стальном клине достигает 1 300 кГ/см2, а в дюралевом около 900 кГ/см2 ,и не должно превышать 0,6-0,7 предела текучести материала клина.

Ранее для клиньев применялась нормальная 3%-ная никелевая или немагнитная сталь, за последнее время клинья изготовляются преимущественно из дюралюминия. В турбогенераторах большой мощности удельные давления между клином и стенками зубцов настолько велики, а трение между ними достигает таких высоких значений, что клин, зубец, а стало быть, и тело ротора превращаются в единое целое и работают как одна деталь. Трещины в стальных клиньях являются сильными концентраторами напряжения, и, как показал опыт, трещины от клиньев могут распространяться на зубцы ротора.

Клинья, изготовленные из дюралюминия, имеют модуль упругости Е, в 2 раза меньший, чем стальные, поэтому эти клинья, зажатые между двумя стальными зубцами, практически на сжатие и растяжение не работают и трещины в них не представляют такой большой опасности. Кроме того, дюралюминий в 3 раза легче стали и меньше загружает зубец ротора.